Файл vcd. Чем открыть VCD? Как исправить проблемы с открытием файлов VCD

Основной недостаток формата VCD заключается в том, что полнометражный фильм помещается только на 2 CD. Это сильно сказывается на стоимости, так 1 фильм стоит 165-185 рублей, даже пиратская копия стоит больше сотни, что значительно дороже видео кассеты, при практически таком же качестве. Поэтому VCD, у нас в стране, мало распространены. VCD воспринимается скорее как экзотика.

До недавнего времени считалось, что записать на 1 компакт-диск фильм в приемлемом качестве невозможно. Но со времени разработки формата VCD (1993 г.) сменилось 2 или 3 поколения компьютеров. Стало возможным применять более совершенные методы компрессии и сильнее учитывать особенности восприятия человека, ведь главное требование к форматам видео компрессии это возможность декомпрессии в реальном времени. Так в ноябре 1998 г. была объявлена новая разработка Moving Picture Expert Group - стандарт MPEG4, частью которого является сжатие видео. Аппаратные требования для воспроизведения видео в MPEG4 высоки - нужен PentiumII300 (Сравните с P133 для VCD). Но за счет более совершенной компрессии стало возможным сжимать видео намного сильнее, чем при использовании MPEG1 (VCD). Теперь можно без проблем поместить фильм на 1 CD с качеством даже лучше, чем VCD! С другой стороны такие аппаратные требования уже не являются серьезными - подойдет любой компьютер из тех что сейчас выпускают и продают. Ситуация напоминает ту что была лет 5 назад, когда появился формат MPEG1 Layer3. Помните мультимедийные диски «Все альбомы группы» в формате ADPCM 22050 Hz 4bit - ужасное качество, зато работали на четверках. После появился mp3 - размер файла тот же, а качество на порядок выше, но нужен был уже Pentium. А все за счет усложнения алгоритма. Некоторые даже называют MPEG4 «mp3 в мире видео». У этого формата есть все шансы заменить MPEG1 и MPEG2: он, прежде всего, обеспечивает лучшее качество при том же размере файла или меньший размер при том же качестве, большую гибкость в выборе разрешения, частоты кадров и скорости потока данных, лучшую передачу быстрого движения, меньшее время компрессии, легко сочетается с разными аудио кодеками, менее чувствителен к потери части данных, хорошо подходит для просмотра видео через сеть в реальном времени.

Итак, вернемся к теме нашей статьи. Понятно, что максимально, чего мы можем добиться - это сделать так, что бы полученный фильм отличался от исходного как можно меньше. На самом деле, возможно даже некоторое субъективное улучшение качества за счет большей плавности смены кадров во время движения. Прежде всего, нам нужен MPEG4 кодек. Таких кодеков на сегодняшний день 2 - «Microsoft MPEG-4 Video Codek» (V1, V2, V3) и DivX ;-) MPEG-4 (Fast-Motion и Low-Motion). DivX на самом деле является, всего лишь, взломанной версией, того же Ms MPEG4 Codeka, как утверждают авторы, они убрали глюки и слегка его улучшили. Ms MPEG4 устанавливается, например, вместе с Windows Media Tools (http://www.microsoft.com/windows/mediaplayer/). Для установки DivX кодека нужно скачать и установить «divx_311alpha.exe» (). Возможно понадобится установить еще и Direct X Media . Оба эти кодека позволяют выставить следующие параметры сжатия: Data Rate (величина потока данных), Key frame interval (интервал между ключевыми кадрами) и Compression Control (smoothness/crispness, соотношение плавность/четкость). Рассмотрим эти параметры подробнее.

Data Rate - самое важное значение, именно от него зависит и качество видео и размер файла. Чем оно больше, тем выше качество, но и размер файла больше. Измеряется в битах в секунду. В MPEG4 этим параметром мы задаем максимальное значение потока данных, реальное значение зависит от содержимого фильма в данный момент и может постоянно изменяться. Так, например, при сжатии титров фильма DataRate уменьшается более чем в два раза.

Key frame interval - MPEG4 по терминологии Microsoft относится к interframe (межкадровым) методам компрессии, т. e. таким, где полностью сохраняется небольшое число ключевых кадров (Key frame или I-Frame), остальные кадры (Delta frames) содержат только разницу между предыдущими и последующими кадрами. Key frame interval задает промежуток между ключевыми кадрами. Именно этим объясняется задержка при попытке запустить фильм с любого места - что бы показать произвольный кадр плеер должен вернуться к ключевому кадру и построить все кадры до нужного. Казалось бы, чем больше ключевых кадров, тем лучше. Однако это не так. Дело в том, что ключевой кадр требует большего количества данных, чем промежуточный, и когда вставляется ключевой кадр на последующие кадры остается уже меньшее количество информации (ведь поток ограничен). Вообще современные кодеки могут обходиться очень малым числом ключевых кадров. Так, например, VDO кодек ставит 1 кл. кадр на 9999 кадров, а для MPEG4 кодека в программе NetShow стоит по умолчанию значение 1 кл. кадр на 3600 сек. На самом деле значение Key frame interval для MPEG4 кодека означает всего лишь максимальное расстояние между кл. кадрами, MPEG4 кодировщик сам вставляет кл. кадры в сложные моменты. При быстром изменении сцен, он может даже вставить несколько кл. кадров подряд. Кроме перемотки кл. кадры нужны еще для редактирования фильма без рекомпрессии, по ним можно легко разрезать фильм на куски и после их склеивать. Самое лучшее, что можно сделать с этим параметром это оставить его по умолчанию.

Compression Control (Smoothness/crispness) - Smoothness определяет плавность движения, crispness определяет резкость или детальность изображения. К сожалению, эти величины исключают друг друга, т. е. если вы увеличиваете одну, то другая уменьшается. Вообще этот параметр важен только для низких DataRate или частоте кадров менее 20 Гц. На высоких DataRate при изменениии этого параметра фильмы получаются совершенно одинаковыми. Для нашей задачи правилнее поставить четкость на максимум или оставить значение по умолчанию.

Сравним эти кодеки с помощью моей программы (630 Кб). Эта программа сравнивает 2 видео клипа и выражает отличие в виде числа, при этом учитываются особенности восприятия. Чем меньше отличие, тем больше клипы похожи друг на друга. Более подробную информацию о принципах работы программы можно найти у нее в инструкции. К сожалению, не удалось использовать для сравнения версию 3 Ms кодека. Дело в том, что Microsoft, начиная с версии 3845 своих кодеков, закрыла V3 для использования в программах, отличных от ASF encoding tools. Итак, сделаем из одного исходного клипа в формате MPEG1 по 15 других на каждый кодек, с Data Rate изменяющимся от 100 до 1500 c шагом 100, при этом остальные параметры будем держать постоянными (Key frame=10, Compression Control=100). Измерим размеры файлов и отличия каждого полученного клипа от исходного. Построим на основании полученных данных графики зависимости Отличия/DataRate и Размер/DataRate. В качестве исходного клипа взят рекламный ролик к фильму «6-е чувство» (файл «add01.mpg») с убраным звуком, размер 7 Мб. Этот файл взят с лицензионного диска с фильмом «6-е чувство». Я вырезал трех минутный фрагмент и убрал звук из этого файла. Исходный же файл имел размер порядка 30 Мб. Я выбрал этот фильм в качестве исходного, потому что в нем содержатся разноплановые сцены. В общем то этот выбор был до некоторой степени случайным.



На основании этих графиков можно сделать следующие выводы (не забывайте, что чем график отличий ниже, тем лучше):

  • Все кодеки ведут себя приблизительно одинаково, видно общее происхождение. Исключение составляет только DivX Fast-Motion. Не понятно, что с ним сделали, хотя возможно, что при очень низких DataRate (меньше 300) он и даст некоторое примущество, хотя это и не факт. В любом случае для нашей задачи нужен DataRate не меньше 600, а тут у DivX Fast-Motion явное ухудшение. В дальнейшем не будем о нем вспоминать.
  • При DataRate меньше 700 размер файла увеличивается линейно, при больших значениях размер начинает асимптотически приближаться к некоторому значению - здесь хорошо видно асинхронность формата (т. е. зависимость текущего значения DataRate от содержимого кадра). Скорее всего, разделение на линейную и нелинейную части по 700 произошло только для моего видео фрагмента - он очень динамичен. Для других фильмов это разделение будет происходить при более низком DataRate. Отсюда можно сделать вывод, что предсказать заранее размер файла невозможно, можно лишь оценить его сверху.
  • График отличий - практически правильная гипербола. Но отличия стремятся не к 0, а к 5.5 - это значение результат сглаживания при сжатии и его нельзя назвать ухудшением, субъективно это сглаживание даже улучшает изображение. Для наглядности я провел наш эксперимент для DataRate равным 5000. Отличия остались на уровне 5.5, а размер файла на уровне 7 Мб. Получается, что, начиная с некоторого места, увеличение DataRate не дает особенного улучшения качества, а размер файла при этом увеличивается.
  • Делать DataRate больше 1200 не имеет смысла, размер MPEG4 файла получается почти такой же, как и исходный MPEG1 файл. Хотя это и не удивительно - формат VCD подразумевает bitrate 1150kbps на видео и 224kbps на звук.
  • При высоких DataRate DivX Low motion имеет слегка меньший размер, но зато немного худшее качество, на графике наблюдаются непонятные скачки.

Что бы как-то охарактеризовать значение «Отличие» на графике, скажу, что при отличии меньше 8 я уже не могу отличить полученный фильм от исходного, за исключением некоторых кадров. При значении больше 12 качество просто ужасное. Но, конечно, это все очень субъективно.

(Напомню, что конкретные цифры на графике верны только для моего тестового фильма, но общие закономерности будут сохранены для любого)

На основании всего вышесказанного могу посоветовать использовать MS MPEG4 Codek V2. Во-первых, ни у вас, ни у ваших знакомых не будет проблем с кодеком, не придется ничего скачивать и устанавливать. Даже если у вас стоит очень старая версия Ms Media Player-а, то он сам подключится к Internet и установит все что надо, совершенно без вашего участия. Во-вторых, пользоваться взломанным софтом как-то нехорошо, особенно если исходный совершенно бесплатен. В-третьих, неизвестно, что хакеры там могли испортить.

Теперь перейдем к практической части статьи. Должен предупредить, что полученные фильмы в формате MPEG4 будет нельзя смотреть, ни на DVD/VCD плеерах, ни на игровых приставках. Весь софт, который упоминается в статье бесплатный и доступен для свободного скачивания.

На VCD видео-файлы имеют расширение *.dat. Это не совсем MPEG1, точнее это MPEG1 в который добавлена некоторая информация необходимая для VCD плееров. В любом случае эту информацию нужно удалить. Для этого есть специальная утилита VCDGEAR2.0 (). Запускаем, выбираем тип преобразования dat->mpeg. Кнопкой «Load» выбираем dat файл на VCD и куда мы его хотим сохранить. Кнопка «Start». Скорость этого преобразование зависит от скорости вашего CD-ROM-а и займет не более 10 минут. В результате вы получите MPEG файл, который будет мегабайт на 7-8 меньше исходного DAT файла. На этом этапе нас может ожидать серьезная проблема. Дело в том, что потеря 1 байта на обычном CD-ROM-е c программами может быть фатальна. Поэтому там около 1/8 всего диска занимают всевозможные коды для обнаружения и коррекции ошибок. Когда при чтении диска с данными обнаруживается ошибка, этот фрагмент пытается считаться еще несколько раз на пониженной скорости. С VCD ситуация другая. Постоянность потока намного важнее, а на ошибки чтения можно не обращать внимания. Лучше пусть мелькнет пара зеленых квадратиков в уголке, чем придется наблюдать один кадр 20 секунд. Поэтому для VCD используется формат «White Book» в котором большая часть контрольных кодов просто убрана.

В результате скопировать фильм с VCD на жесткий диск без ошибок сложно. Конечно, программа VCDGEAR исправляет ошибки в формате MPEG, если такие возникли при чтении, но только небольшие. Поэтому рекомендуется перед чтением аккуратно протереть диск от соринок и разогреть его в CD-ROM-e в течении нескольких минут. Если ошибка все-таки появилась при чтении (а как это проверить я напишу ниже, операционная система, естественно, ошибок не выдает, ведь необходимых контрольных кодов просто нет), то можно попробовать выполнить эту операцию еще несколько раз, можно вначале dat файл скопировать на HDD и уже после конвертировать в mpeg, можно даже попробовать выйти в DOS и скопировать файл там. Хотя если у вас современный CD-ROM, то особых проблем быть не должно.

MPEG4 позволяет для кодирования звука использовать любой доступный звуковой кодек. Неплохим выбором является MPEG1 Layer3. Установите, например, Fhg Radium MP3 codec (ftp://ftp.ssga.ru/pub/DISTR/mp3soft/Encoders/ra-codec12.zip). В качестве основного инструмента в дальнейшем мы будем использовать отличную программу VirtualDub1.3d ().

Теперь приступим собственно к сжатию. Мы будем работать с обоими частями фильма отдельно и склеим их в самом конце.

1. Запускаем VirtualDub. Открываем MPEG1 файл (File/Open Video File). Открывается mpg файл долго, так как происходит проверка целостности формата. Если файл не открывается, значит в нем содержится ошибка, лучше попробовать считать файл еще раз. Если это не поможет, попробуйте в окошке выбора файла включить опцию «Popup extended open options» и далее выбрать «Accept partial MPEG streams». Если и это не поможет тогда придется в каком-нибудь мощном видео редакторе вырезать испорченные места, но такие ситуации редки, у меня, например, не было не разу.

2. Выбираем полную аудио компрессию (Audio/Full processing mode). Выбираем аудио кодек (Audio/Compression/MPEG Layer3) и выбираем параметры компрессии звука. Я думаю, что на звуке экономить не стоит. Все равно много не сэкономишь, а потеряешь много. Говорят же, что звук дает половину впечатлений, а занимает то он намного меньше. Но с другой стороны качество лучше, чем на источнике получить мы не сможем. Поэтому оптимально выбрать 128kBit/s, 44100, Stereo, хотя это зависит от конкретной ситуации.

3. Далее ставим полную компрессию видео (Video/Full processing mode). Выбираем видео кодек (Video/Compression). Устанавливаем параметры сжатия (Configure). Как мы уже договорились, оставляем параметры Keyframe и Compression Control без изменений. Осталось выбрать Data Rate. Мы будим исходить из того что нужно получить такой фильм, который поместится на 1 CD-R, т. е. он должен быть не больше 650 Мб. Но, как я уже говорил, вычислить размер сжатого фильма заранее не удастся, его можно только оценить сверху по формуле:

M=(T*60*(BV+BS)/8)/1024

где M - размер файла в мегабайтах, T - длительность фильма в минутах, BV - DataRate, BS - величина звукового потока в битах в секунду.

Или BV=(M*8*1024)/(T*60)-BS

Точность оценки зависит от динамичности фильма. Но с другой стороны совсем не обязательно забивать полностью весь диск, на оставшееся место можно, например, поместить Sound Track к фильму в формате mp3 или фотографии артистов. В принципе Data Rate равный 600 Кбит/c уже дает вполне приличное качество.

4. Иногда в начале и конце каждого диска помещают фразы типа «вставьте диск 2», их надо убрать. Используя кнопки навигации по фильму, определяем номера кадров, с которых начинается и кончается сам фильм. Устанавливаем промежуток, который мы хотим сжать (Video/Select Range).

5. Собственно само сжатие. Выбираем File/SaveAvi указываем путь и набираем имя файла. Все. Теперь надо подождать. Процесс сжатия в MPEG4 на порядок быстрее, чем скажем, в MPEG2. У меня на моем Celeron 75x5.5 пол фильма сжимается всего за 3 часа. Ms MPEG4 кодек поддерживает двух процессорную конфигурацию. Microsoft утверждает, что на двойном PentiumII 400 МГц можно осуществлять такое сжатие в реальном времени.

6. После того как обе части фильма готовы осталось только их склеить. Обычно место для разделения фильма на две части создатели диска выбирают вполне подходящее, т. е. на смене планов, поэтому после склейки стыка обычно незаметно. Открываем в VirtualDub первую сжатую часть, выбираем File/Append Video Segment и добавляем вторую часть. Отключаем компрессию (Video/Direct Stream Copy, Audio/Direct Stream Copy). Сохраняем уже целый фильм в 1 файле - Save Avi. Таким же способом можно и обрезать ненужные куски уже преобразованного фильма (если указать соответствующий Range), но только с точностью до ключевого кадра.

Если вы все будете делать, как указано выше, то никаких проблем с синхронизацией звука не будет, проверено много раз. Синхронизация может быть нарушена, если при сжатии появились лишние кадры, но это легко можно проверить - запоминаем число кадров в исходном mpeg1 фильме и сравниваем с количеством кадров в преобразованном (если конечно вы ничего не обрезаете). Этой проблемой страдает программа FlasK MPEG, которую многие рекомендуют для этих целей. VirtualDub сохраняет число кадров 1 в 1.

Эта статья носит рекомендательный характер, я могу в чем-то и ошибаться, так что больше экспериментируйте. В любом случае вы теперь сможете конвертировать VCD фильм в MPEG4 и записать его на 1 CD-R, не потеряв при этом в качестве.

Вообще возможности MPEG4 намного больше, в данном случае исходное качество VCD, нас сильно ограничивало. Добиться почти идеального качества MPEG4 видео можно только если сжимать DVD диски. Но перевод DVD в MPEG4 сильно отличается от перевода VCD в MPEG4. Возникают следующие проблемы:

  • Прежде всего, формат DVD, в отличие от VCD, был разработан с достаточно серьезной защитой авторских прав. C DVD-дискa файлы, так же просто, как с VCD, не скопируешь. Он больше похож на обычный аудио CD, то есть просмотреть каталог можно, а вот уже скопировать файл нельзя. Нужно применять специальные программы-грабберы.
  • DVD диски бывают, как NTSC, так и PAL
  • DVD разработан для просмотра на телевизоре, поэтому, часто, информация записана полями - т. е. 50 или 60 полукадров из четных и нечетных строк по очереди в секунду. При составлении полного кадра образуются «зубчики» по краям движущихся объектов, т.к четные и нечетные строки одного кадра записаны с разницей во времени.
  • При преобразовании DVD в MPEG4 нужно уменьшить размер кадров (например, до 352×288) - алгоритмов такого уменьшения тоже много - bilinear, bicubic, HQ bicubic… - они сильно отличаются по качеству и по скорости.

О решении этих вопросов я хочу написать свою следующую статью.

Наиболее часто встречаемой проблемой, из-за которой пользователи не могут открыть этот файл, является неверно назначенная программа. Чтобы исправить это в ОС Windows вам необходимо нажать правой кнопкой на файле, в контекстном меню навести мышь на пункт "Открыть с помощью", а выпадающем меню выбрать пункт "Выбрать программу...". В результате вы увидите список установленных программ на вашем компьютере, и сможете выбрать подходящую. Рекомендуем также поставить галочку напротив пункта "Использовать это приложение для всех файлов VCD".

Другая проблема, с которой наши пользователи также встречаются довольно часто - файл VCD поврежден. Такая ситуация может возникнуть в массе случаев. Например: файл был скачан не польностью в результате ошибки сервера, файл был поврежден изначально и пр. Для устранения данной проблемы воспользуйтесь одной из рекомендаций:

  • Попробуйте найти нужный файл в другом источнике в сети интернет. Возможно вам повезет найти более подходящую версию. Пример поиска в Google: "Файл filetype:VCD" . Просто замените слово "файл" на нужное вам название;
  • Попросите прислать вам исходный файл еще раз, возможно он был поврежден при передаче;

При копировании статьи
ссылка на источник обязательна.

Написать статью на эту тему меня побудило приобретение музыкального центра, который так же мог воспроизводить диски Video CD и выводить видеоизображение на телевизор. До этого я просматривал диски Video CD только на компьютере, сейчас же представилась возможность поработать с ними, так сказать, в "родной среде". Возможность использовать музыкальный центр как видеопроигрыватель меня заинтересовала, в частности потому, что у меня было довольно много фильмов в формате DivX, а просматривать их на мониторе компьютера, особенно не одному, несколько не комфортно. Идея, таким образом, была следующая - конвертировать фильмы из DivX в Video CD, записывать их на CD-RW диски, а потом просматривать с помощью музыкального центра на телевизоре. На первый взгляд все было просто, но на практике возникли некоторые сложности, которые были связаны как с разнообразием кодеков, которые использовались для создания фильмов в формате DivX, так и в различиях методов реализации конвертирования из DivX в Video CD разными программами. Все это потребовало как изучения нюансов различных реализаций форматов DivX и Video CD, так практических опытов по конвертации, результатом чего и стала данная статья.

Прежде всего, немного теории. Video CD - это стандарт записи видео в формате MPEG-1 на обычный компакт диск. Один диск обычно позволяет хранить до 74 минут видео, качество соизмеримо с VHS стандартом. Для воспроизведения достаточно односкоростного CD-ROM. Существую следующие версии формата:

VCD 1.0
Был разработан в 1992 году. Поддерживает только NTSC-стандарт. Формат вывода видео - 352x240, 29.7 кадров/сек, битрейт - 1150 Kb/сек, формат вывода аудио: MPEG-1 Layer II Стерео, одна звуковая дорожка, Битрейт - 224 Kb/сек.

VCD 1.1
Был разработан в 1993 году. То же самое, что и VCD 1.0, только добавлено управления воспроизведением (PBC - PlayBack Control), которое осуществляется методом перелистывания треков, как в AudioCD.

VCD 2.0
Был разработан в 1994 году. Наиболее распространенный в настоящее время формат VideoCD. Формат вывода видео - PAL - 352x288, 25 кадров/сек, NTSC - 352x240, 29.7 кадров/сек, Битрейт - 1150 Kb/сек, Неподвижные изображения: PAL - 352x288 NTSC - 352x240. Формат вывода аудио: MPEG-1 Layer II Стерео, одна звуковая дорожка, Битрейт - 224 Kb/сек. В качестве фоновой музыки для неподвижных изображений можно использовать аудио форматов - стерео, join stereo с битрейтами 128, 192, 224 или 384 Kb/сек, моно - 64, 96 или 192 Kb/сек. Расширена возможность управления воспроизведением, поддержка до 1980 неподвижных изображений/аудио файлов. Есть возможность использования только видео файлов (без звука).

Формат Super VideoCD
Стандарт записи видео в формате MPEG-2 на обычный Compact Disk, качество соизмеримо с SVHS стандартом. Формат вывода видео - PAL - 480x576 , 25 кадров/сек, NTSC - 480x480 , 29.7 кадров/сек, Переменный битрейт до 2600 Kb/сек, Неподвижные изображения: PAL - 480x576 , NTSC - 480x480. Формат вывода аудио: две стерео дорожки в формате MPEG-1 Layer II с битрейтами от 32 до 384 Kb/сек, или четыре моно дорожки, либо одна многоканальная MPEG Multichannel. Возможности управления воспроизведением тождественны VCD 2.0.

Как видно, наивысшее качество обеспечивает стандарт Super VideoCD , но его могут проигрывать только DVD-проигрыватели, Sony PS-2 и компьютеры, что вынуждает нас остановить свой выбор на VCD 2.0 .

Фильмы в формате DivX могут быть записаны в разном разрешении, с разным битрейтом, и форматом аудио. Для анализа файлов в формате DivX я рекомендую программу gspot (полное название Gspot Codec Information) из комплекта сервисных средств для воспроизведения DivX-файлов на компьютере K-lite codec pack (http://home.hccnet.nl/h.edskes/finalbuilds.htm), кстати, его я рекомендую использовать в качестве драйвера DivX на вашем компьютере, так как он поддерживает практически все доступные кодеки этого формата.

Запустим gspot (Программы/K-lite Codec Pack/Tools/ Gspot Codec Information). Выберем видео-файл в формате DivX для анализа (File/Open). Gspot отобразит результаты анализа как показано на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты анализа файла в формате DivX программой Gspot.

Для нас имеют интерес данные, отображенные в правой части окна - это группы полей Video и Audio . В группе полей Video показан кодек, с помощью которого сжат файл (в данном случае DivX 3), время воспроизведения (в данном случае 1 час, 37 мин. 34 сек.), формат видео (512*288 в данном случае), количество кадров в секунду (25 в нашем случае). Из этой информации видно, что фильм-источник был в формате PAL, то есть при перекодировании в VCD особых искажений не будет, нам нужно учесть только масштабирование по высоте. В группе полей Audio мы можем увидеть метод сжатия звуковой дорожки (в нашем случае MPEG-1 Layer 3), и ее формат (один канал, стерео, 44.1 kHZ, битрейт 96 k/b в сек.), эта информация нам тоже пригодиться при перекодировке.

Все программное обеспечение, которое я протестировал, записывая диски VideoCD, условно можно разделить на следующие группы:

  • Программы "все в одном", которые осуществляют как конвертацию из других видео форматов в формат MPEG-1, так и записывают диски в формате VideoCD, а так же возможность создания дисков с пользовательским дизайном (это называется авторинг дисков ).
  • Программы, осуществляющие только запись и авторинг дисков в формате VideoCD.
  • Программы, которые только конвертируют в MPEG-1 файлы в других видео форматах.

Конвертация фильмов в формате DivX в формат Video CD

Наиболее удобной и простой программой первой группы является Roxio WinOnCD (http://www.roxio.de/). Данная программа может записывать как диски с данными, так и аудио и видео диски. Загрузим WinOnCD и выберем Open Video Project (открыть видео проект), отобразиться список опций по созданию видеодисков, как показано на рис. 2. Очень удобной из доступных опций является создание Overspan Video CD (то есть автоматическое размещение видео файла на двух дисках, если он не помещается на одном). Эта опция является одной из сильных сторон этой программы, большинство других программ "все в одном" это делать не умеют. Опция очень удобная, так как, как показал опыт, сжатый DivX-ом фильм размером в 700 Mb при конвертации в MPEG-1 с максимальным качеством будет занимать около 1 ГБ, что однозначно не поместится на одном диске. Итак выбираем Overspan Video CD , перед нами отобразиться окно проекта (рис. 3).


Рис. 2. Список опций создания видео дисков в программе WinOnCD


Рис. 3. Окно проекта Overspan Video CD

В верхней левой части окна находится дерево каталогов на текущем диске, в верхней правой - перечень файлов в текущем каталоге. В нижней части окна находиться окно параметров. Создание Video CD можно начать, просто переместив с помощью мыши искомый видео файл в окно параметров, закладка Editor . Сначала отобразиться окно совместимости форматов (рис. 4). Красным будут выделены несоответствующие спецификации MPEG-1 характеристики, и сообщение о возможной неправильной кодировке. Принимаем это к сведению и нажимаем на Ok . Слева у нас отобразиться структура нашего проекта (если мы собираемся записывать в один проект несколько видео фрагментов, мы можем задать здесь порядок переключения между ними), а справа - пиктограммы размещенных видео фрагментов (рис. 5). Здесь мы можем откорректировать видео фрагмент, если нам это необходимо (развернуть его, вставить фон или текст и т.п.). Все эти опции предназначены для создание авторских дисков VideoCD, поэтому мы их пока не будем касаться. Важно проверить опции конвертации (кнопка Settings ). Диск должен быть в формате PAL, стандартном для нашего региона, и иметь битрейт 1151600 бит/сек, так как больший битрейт нормально воспроизводят только устройства, поддерживающие формат Super Video CD. В закладке Tracks мы можем посмотреть структуру создаваемых дисков, а так же время воспроизведения (рис. 6). После этого перейдем к закладке Record , и установим параметры записи (рис. 7). Здесь мы можем установить скорость записи, а так же писать ли нам непосредственно на CD-диск, или создать образ на жестком диске. Когда все параметры установлены, кликнем на кнопке Record в нижней правой части окна.


Рис. 4. Тест совместимости.


Рис. 5. Закладка Editor.


Рис. 6. Закладка Tracks.


Рис. 7. Закладка Record.

Теперь нам придется запастись терпением, так как помимо физической записи на компакт-диск, должен выполнится процесс перекодировки видео (больше часа на компьютере с процессором Pentium 4 2.53 Мгц. для файла размером 700 Мб.). Все это время WinOnCD предлагает нам любоваться ходом процесса (рис. 8).


Рис. 8. Процесс записи диска VideoCD в программе WinOnCD

Теперь об общих впечатлениях о работе с WinOnCD. Бесспорные плюсы этой программы - очень удобный интерфейс и возможность автоматической разбивки видео файла на несколько дисков. Однако WinOnCD имеет и серьезные минусы. Прежде всего, это проблемы со звуком после конвертации. Особенно это касается тех фильмов, где звуковая дорожка в формате MPEG Layer 3. Звук может местами пропадать, "квакать" или вообще отсутствовать. Еще одним серьезным минусом является отсутствие возможности пакетной обработки файлов, ведь значительно удобней оставить конвертацию нескольких файлов, к примеру, на ночь, чем ждать несколько часов пока закончиться этот процесс.

Эти проблемы вынудили меня искать более профессиональную программу, которая имела бы большие возможностей по настройке процесса конвертации. Таких программ я нашел две. Это TMPGEnc Studio (http://www.pegasys-inc.com/) и Canopus Pro Coder (http://www.canopus.com/). По своим функциональным возможностям я бы отнес их к третьей группе.

TMPGEnc Studio переставляет собой набор независимых утилит состоящий из следующих программ:

  1. TMPGEnc Plus - утилита конвертации в MPEG-1 и MPEG-2 различных видео данных, имеет базовый набор средств редактирования (позволяет резать MPEG-файл на части, объединять несколько файлов в один, осуществлять мультиплексирование и де-мультиплексирование).
  2. TMPGEnc MPEG Editor - редактор, который имеет более мощные средства редактирования MPEG-файлов чем TMPGEnc Plus
  3. TMPGEnc DVD Author - Довольно мощная программа DVD авторинга
  4. TMPGEnc DVD Source Creator - программа создания файлов в формате MPEG-2 для TMPGEnc DVD Author.
  5. TMPGEnc Sound Player - средство создания AC-3 аудиоданных для TMPGEnc DVD Author.
  6. TMPGEnc Xpress - утилита для конвертации видео данных, основанная на TMPGEnc Plus, но имеет более удобный интерфейс.

TMPGEnc Plus доступен для загрузки в сети как отдельная утилита, и сначала я попробовал использовать для кодировки в MPEG-1 его. Программа порадовала присутствием большего набора настроечных параметров, наличием возможности пакетной конвертации и высокой скоростью кодирования. Но опять возникла проблема с конвертацией звука, если источник был в формате MPEG-3 - TMPGEnc Plus просто не воспринимал звуковую дорожку в DivX-файле. В документации указывалось что для поддержки кодирования MPEG-3 необходимо установить внешний кодировщик - MAENC, tooLAME или SCMPX, однако это тоже не помогло. Тогда я попробовал использовать , и к моей великой радости все заработало! Остановимся на этой программе более подробно. Интерфейс TMPGEnc Xpress выполнен по принципу мастера - вам по очереди предлагают установить параметры для каждого этапа процесса кодировки, что будет удобно и новичку (рис. 9). Этапы кодировки визуально отображаются в верхней части окна программы в виде кнопок.

Нажатие на кнопку Start New Project влечет за собой отображение окна установки параметров источника. Нажмем на кнопку Add file… , чтобы выбрать исходный файл. Отобразится окно Add clip (рис. 10), закладка Clip Info .


Рис. 9. TMPGEnc Xpress


Рис. 10. Окно Add clip, закладка Clip Info.

В закладке Clip Info отображаются общие установки для текущего файла видео: его продолжительность, количество кадров в секунду, разрешение, параметры звуковой дорожки. Параметры в поле Advanced Clip Setting оставляем без изменений, их рекомендуется менять только в случае если TMPGEnc Xpress не может их выставить самостоятельно. С помощью закладки Cut-Edit исходный файл видео можно порезать на части. В закладке Filter содержаться фильтры, которые можно налагать при кодировании (рис. 11). Здесь можно удалять чересстрочную развертку (фильтр Deinterlace , по умолчанию коррекция происходит только когда необходимо), масштабировать изображение (фильтр Resize , в нашем случае рекомендуется использовать со следующими параметрами: расположение изображения - в полный экран с сохранением масштабного фактора, метод масштабирования - адаптивный), выбирать область изображения (фильтр Group ), удалять фантомное изображение (фильтр Ghost reduction ), удалять шум (фильтр Noice reduction), повышать четкость (фильтр Sharpness ), корректировать цвет (фильтр Color Correction) и звук (фильтр Audio Correction , который позволяет снижать шумы, повышать общую громкость, выбрать требуемую языковую дорожку, если в оригинале их несколько, к примеру, на разных языках). Очень удобной особенностью закладки Filter является присутствие окна предварительного просмотра, которое позволяет сразу же оценить эффект применения фильтров.


Рис. 11. Окно Add clip, закладка Filter.

Подтвердив выбор установок, выйдем из закладки Filter . Отобразиться основное окно программы с перечнем выбранных для конвертации файлов видео. Здесь мы можем добавить несколько других файлов с помощью кнопки Add file… , каждый со своей настойкой фильтров, или же перейти к этапу установки параметров выходного файла, нажав на кнопку Set Output в верхней части окна.

После нажатия на кнопку Set Output отобразиться окно со списком доступных выходных форматов (рис. 12). Выберем Video CD в стандарте PAL и нажав на кнопку Select перейдем в окно Set Output (рис. 13). Здесь можно установить некоторые параметры кодирования. В закладке Video устанавливаются характеристики выходного потока видео. Motion Search Precision устанавливает точность определения динамичных сцен при кодировке. Чем выше точность, тем меньше ошибок при кодировке динамичных сцен, но тем больше времени тратиться на кодировку. Опцию Detect Scene Change также желательно включать для повышения качества изображения, она определяет кардинальные изменения сцены и устанавливает его как изображение, это так же помогает снизить уровень шума, который обычно присутствует в сжатых DivX фильмах (к примеру, квадратики в фоне). Этой же цели служит опция Soften Block Noise , при использовании которой, однако нужно учитывать, что это может повлиять на четкость изображения. В нижней правой части окна можно указан примерный размер выходного файла.


Рис. 12. Список предустановленных форматов.


Рис. 13. Окно Set Output.

После установки параметров нажмем на кнопке Encode, чтобы отобразить соответствующее окно, в котором устанавливается как будет проходить процесс кодировки. Здесь можно указать действие после завершения кодировки (к примеру, выключить компьютер), зарегистрировать текущую задачу для пакетной кодировки с помощью TMPGEnc Xpress Batch Ebcoder или установить параметры предварительного просмотра при кодировке.

В отличии от WinOnCD , кодированые с помощью TMPGEnc Xpress MPEG-1 файлы воспроизводились на музыкальном центре со звуком без искажений и с приемлемым качеством графики, но возникла проблема связанная с периодической порчей изображения. При нажатии на паузу и возобновлении воспроизведения эта проблема исчезала. Так как на компьютере этот файл воспроизводился без проблем, причина состоит в особенностях кодирования самой программой - очевидно в результирующем файле отсутствует какая-то часть управляющих кадров, что при обработке на данном устройстве ведет к накоплению ошибок.

Это проблема вынудила меня попробовать использовать для кодировки Canopus Pro Coder .

Canopus Pro Coder по своим функциональным возможностям очень похож на , но его интерфейс организован по другому принципу. Процесс кодировки разбит на три стадии: Source, Target и Convert, которые реализованы в виде кнопок в левой части окна программы. Выбор файла для кодировки осуществляется нажатием на кнопку Source (рис. 14). Нажатие на кнопку Advanced отображает окно, где можно наложить аудио и видео фильтры, а если необходимо - обрезать часть файла. Набор фильтров чуть больше, чем в - можно наложит неподвижное изображение и более точно откорректировать чересстрочное видео. Окно предварительного просмотра также присутствует. Нажатием на кнопку Target мы вызываем окно выбора выходного формата (рис. 15). Помимо форматов, присутствующих и в TMPGEnc Xpress здесь также доступно кодирование в Raw, QuckTime, WM, DivX и MP3, а также оптимизация для WEB. Выберем MPEG1-VCD-PAL , после чего отображается окно с параметрами выходного файла (рис. 16). Здесь можно установит его качество и пропорции. Если же мы нуждаемся в более точной настройке процесса конвертации, то с помощью кнопки Advanced можно вызвать окно, где полностью показаны все доступные параметры настройки (рис. 17). Для удобства они организованы в виде иерархической структуры, что позволяет быстро найти интересующий нас параметр по общим критериям. Очень удобным параметром является Target File Splitting (возможность разбиения выходного файла на части), эта возможность аналогична Overspan в WinOnCD, и отсутствует в TMPGEnc Xpress (в этой программе что бы разрезать файл на две части приходится дважды конвертировать файл, обрезая сначала первую половину, а затем вторую).

Нажатие на кнопку Convert вызывает окно кодировки, где как и в случает с TMPGEnc Xpress можно установить действие после завершения кодировки или зарегистрировать текущую задачу для пакетной кодировки (рис. 17). Пакетная кодировка осуществляется с помощью входящей в пакет планировщика заданий Job Queue Manager .


Рис. 14. Canopus Pro Coder, стадия Source

Рис. 15. Canopus Pro Coder, окно выбора выходного формата


Рис. 16. Canopus Pro Coder, стадия Target


Рис. 17. Canopus Pro Coder, стадия Target, окно дополнительных параметров


Рис. 18. Canopus Pro Coder, стадия Convert

Теперь, когда файл в формате MPEG-1 готов, можно приступить к его записи на компакт-диск. Для этой цели подойдет любая программа, которая умеет записывать диски Video CD, к примеру, широко распространенный у нас Nero Burning ROM , или тот же WinOnCD . Процедура записи достаточно простая - создаем проект в формате VideoCD и просто перемещаем в него сконвертированый нами в формат MPEG файл.

Файл VCD является образом диска CD либо DVD, который связана с программным комплексом Virtual CD, разработанным корпорацией H+H Software. Используя формат VCD, можно формировать виртуальные образы дисков без применения физических компакт-дисков, считываемых дисководом. Операционная система будет распознавать такой формат файла в качестве диска, хоть все необходимые данные будут храниться на жестком диске, а не на CD.

Тип файла, имеющий расширение VCD, представляет из себя так называемый контейнер с данными, файл.vcd используют в целях хранения образов CD-ROM в виде файлов образа Virtual CD. При помощи эмулятора Virtual CD, можно создавать сразу несколько виртуальных дисков, кроме того, VCD файлы образов, возможно сконвертировать в расширение файла VC4, что позволит установить пароль и защитить определенные файлы данных.

VCD способствует удобному использованию копий CD/DVD дисков в качестве аппаратных оптических дисков без применения дисковода. Открыть VCD можно при наличии соответствующего программного обеспечения как в операционной системе Windows, так и на Mac OS. Пользователи платформы от Майкрософт, используют не только официальную утилиту H+H Software Virtual CD, но и Roxio Creator, а также Farstone Virtual Drive и PowerISO. Владельцы системы Mac OS, смогут открыть файл VCD при помощи программных комплексов Roxio Popcorn, MPlayer или Roxio Toast. Уже длительное время, виртуальный диск, имеющий расширение файла VCD, пользуется огромной популярностью, потому что, в своё время, сумел внести немало инноваций в сфере записи дисков.

Название (англ.): Virtual CD File

Название (рус.): Файл виртуального CD

Разработчик: H+H Software GmbH

Описание: VCD иначе Virtual CD File представляет собой формат файла виртуального диска CD. Разработан формат софтверной компанией H+H Software GmbH. файл VCD является образом, копией оптического носителя CD или DVD. Используются такие образы для тех же целей, что и физические диски, то есть для хранения и воспроизведения записанного контента. Разница между ними заключается том, что в образы VCD нуждаются в программном монтировании. При этом смонтированный образ распознается операционной системой как обычный оптический диск. Для монтирования файлов образа VCD можно использовать такую программу как Virtual CD. Также для просмотра содержимого VCD-дисков подойдут IsoBuster, PowerISO и некоторые другие похожие приложения.

Формат 2

Название (англ.): FarStone Virtual Drive

Название (рус.): Виртуальный диск FarStone

Разработчик: FarStone

Описание: VCD иначе FarStone Virtual Drive представляет собой формат файла виртуального диска FarStone, созданного программой FarStone VirtualDrive Pro. Создан формат VCD компанией FarStone Technology, специализирующейся на разработке программного обеспечения для защиты и восстановлении данных в Windows. VCD-файл является точной копией оптического диска CD или DVD. Такие образы могут хранить различные данные – документы, программное обеспечение, файлы мультимедиа. Как правило, информация, записанная в образ VCD хранится в сжатом виде. Помимо родной программы открыть образ VCD можно приложениями UltraISO или MagicISO.

Для открытия (редактирования) файла этого формата можно использовать следующие программы:

Формат 3

Название (англ.): Value Change Dump File

Название (рус.): Файл данных VCD

Разработчик: Нет данных

Описание: VCD или Value Change Dump File является форматом файла данных VCD. Файл VCD является дампом, сгенерированным программным обеспечением для логического моделирования. Данные файлов VCD хранятся в текстовом формате, при этом файл может включать в себя заголовки, проинициализированные переменные, а также изменения значений для заданных переменных. В зависимости от того какой тип имеет переменная, значения могут быть скалярными или векторными. Открыть и просмотреть дамп VCD можно программой Altera Quartus II. В Linux для этого нужно использовать приложение GTKWave.